В помощь наблюдателю

Система избирательных комиссий в Российской Федерации:

  1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) — работает на постоянной основе, возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента Российской Федерациивыборы депутатов Государственной Думы).

  2. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКСы России) — действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов).

  3. Территориальные избирательные комиссии — действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований, в составе:

  • избирательные комиссии муниципальных образований — действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения). Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования. На них могут возлагаться полномочия территориальных избирательных комиссий;

  • окружные избирательные комиссии — формируются незадолго до начала избирательной компании при проведении выборов депутатов представительного органа по одномандатным или многомандатным избирательным округам на срок полномочий представительного органа, участвуют в проведении выборов депутатов регионального или местного уровня, проводимых по мажоритарной или смешанной избирательной системе. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.

  1. Участковые избирательные комиссии (УИК) – формируются сроком на 5 лет (обычно примерно за месяц до дня голосования) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия истекают не ранее, чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации участковые избирательные комиссии являются нижним звеном системы избирательных комиссий, организующих выборы. Все иные избирательные комиссии, участвующие в организации и проведении выборов, являются, по отношению к УИК вышестоящими. Непосредственно вышестоящей комиссией является территориальная избирательная комиссия. Решения вышестоящих избирательных комиссий (как непосредственно вышестоящей, так и иных вышестоящих), принятые в пределах их компетенции, обязательны для УИК. Решение УИК, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции УИК, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Не следует смешивать понятие избирательного участка и помещения для голосования:

  • избирательный участок – территория, и люди на ней проживающие (избиратели);

  • помещение для голосования –место, где непосредственно осуществляется собственно голосование.

Назначение наблюдателя

В соответствии с 4 статьи 30 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом направить наблюдателя наделены:

– зарегистрированный кандидат на выборную должность;

– избирательное объединение – политическая партия, ее региональное отделение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата.

Кто может быть назначен наблюдателем

Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет.

Наблюдателями не могут быть назначены:

  • выборные должностные лица;

  • депутаты;

  • высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

  • главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении;

  • судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

Закон не предъявляет требований к месту жительства наблюдателя, т.е. наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации он проживает.

Оформление полномочий наблюдателя

В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Федерального закона №67-ФЗ, полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель.

В направлении указываются:

  • фамилия, имя и отчество наблюдателя;

  • адрес его места жительства;

  • номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется;

  • делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Направление должно быть подписано зарегистрированным кандидатом (проставление печати на направлении от кандидата не требуется), а в случае назначения наблюдателя избирательным объединением – лицом, уполномоченным его уставом (руководителем органа, уполномоченного назначать наблюдателей) и заверено печатью соответствующего объединения или его отделения. По прибытии в помещение для голосования наблюдатель должен предъявить направление в УИК для подтверждения своих полномочий.

Вместе с направлением наблюдатель должен предъявить паспорт гражданина Российской Федерации или документ, заменяющий паспорт. Таким документом может быть: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта Федеральной миграционной службой (форма 2П); заграничный

паспорт (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); справка установленной формы, выдаваемая гражданам, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Иные документы (водительское удостоверение и т.п.) не признаются избирательным законодательством документами, заменяющими паспорт, и, в случае их предъявления, УИК вправе отказать в допуске вас в качестве наблюдателя. Направление может быть предъявлено наблюдателем в УИК в любое время в период с момента начала ее работы в день голосования и до получения сообщения ТИК о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке. Предварительное уведомление о направлении наблюдателей не требуется.

Наблюдатель вправе приступить к исполнению своих функций непосредственно после предъявления направления, оформленного надлежащим образом, и паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, в УИК.

Подготовка к наблюдению

Перед направлением на участок изучите Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соберите информацию и вещи, которые могут быть полезны в ходе наблюдения.

Вам необходимо взять на избирательный участок:

– направление;

– паспорт или документ, заменяющий паспорт (см. выше).

Также рекомендуется взять на избирательный участок:

– бланки обращений о нарушении закона, чистые листы бумаги;

– координаты (телефон, адрес) территориальной избирательной комиссии, районного суда, прокуратуры, полиции и других органов, телефоны общественных «горячих линий»;

– ручки;

– блокнот для записей или папку для бумаг;

– законы о выборах или выдержки из них, памятку;

– фотоаппарат или видеокамеру (в случае, если Вы планируете вести фото- и (или) видеосъемку);

– еду и воду (из расчета, что Вы можете находиться в помещении для голосования более 14 часов);

– мобильный телефон с резервным аккумулятором или зарядным устройством.

Полномочия наблюдателя

Наблюдатель вправе:

  1. знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

  2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;

  3. наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

  4. присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

  5. наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

  6. знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках;

  7. обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

  8. знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

  9. обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую (территориальную) избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или суд;

  10. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 г. №143/1085-6 наблюдатели могут вести фото- и видеосъемку в помещении для голосования в установленном Разъяснениями порядке. В частности, при ведении фото- и видеосъемки необходимо руководствоваться следующими правилами:

а) предварительно уведомить председателя, заместителя председателя или секретаря УИК (Разъяснения требуют именно уведомления, а не получения разрешения или согласия указанного лица);

б) осуществлять фото- и видеосъемку с места, определенного председателем УИК (которое должно отвечать требованиям Федерального закона к месту расположения наблюдателей в помещении для голосования);

в) осуществлять фото- и видеосъемку таким образом, чтобы:

– не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, в т.ч. не допускается съемка заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов,

– изображение избирателя не занимало большую часть кадра (экрана);

– сохранялась конфиденциальность персональных данных, содержащихся в списке избирателей, при осуществлении съемки работы членов УИК с таким списком.

Ограничения в деятельности наблюдателя

Кроме полномочий, предоставляемых наблюдателю, законом установлены ограничения, которые он должен соблюдать при осуществлении своей деятельности.

Наблюдатель не вправе:

  1. выдавать избирателям бюллетени;

  2. расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

  3. заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

  4. предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

  5. принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

  6. совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

  7. проводить агитацию среди избирателей;

  8. участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Кратко ограничения можно описать следующим образом: наблюдатель не вправе непосредственно участвовать в деятельности УИК по организации голосования и подсчета голосов.

Помните: вы вправе общаться с УИК, в т.ч. в виде письменных обращений, обращать внимание УИК на определенные моменты, нарушения законодательства, подавать жалобы, но не пытаться устранять нарушения или исправлять что-либо самостоятельно.

Алгоритм подсчета голосов:

  1. комиссией определяется количество проголосовавших (т.е. цифры: количество избирателей, внесенных в списки избирателей; количество проголосовавших избирателей);

  2. определяется количество неиспользованных бюллетеней (они подсчитываются, погашаются);

  3. бюллетени сортируются по видам выборов;

  4. оглашается результат голосования в каждом бюллетене, и осуществляется их учет.

  5. итоговый подсчет результатов голосования, его фиксация в итоговых документах.

Задачи наблюдателя и члена комиссии с правом совещательного голоса:

  • посчитать количество пришедших в помещение для голосования (считаем подошедших к ящику для голосования);

  • посчитать количество голосов за наших кандидатов (т.е. результаты голосования);

  • получить копию протокола избирательной комиссии об итогах голосования.

Кратко о члене избирательной комиссии с правом совещательного голоса

Задача члена УИК с правом совещательного голоса, назначен­ного зарегистрированным кандидатом или избирательным объеди­нением, кроме прочего, состоит в представлении в УИК интересов соответствующего зарегистрированного кандидата или избира­тельного объединения как участника избирательного процесса. При этом ему необходимо принимать меры по содействию комиссии в обеспечении требований избирательного законодательства.

Член УИК с правом совещательного голоса обладает своего рода двойным статусом: с одной стороны, он является членом УИК и, следовательно, его деятельность должна быть направлена на обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, а с другой стороны, он является представителем зарегистрированного кандидата в соответствующей УИК и на избирательном участке.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации» не дает законодательного определения члена УИК с правом совещательного голоса. Вместе с тем, из совокупности положений указанного Федерального закона можно сделать вывод, что член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса — это гражданин Российской Федерации, назначенный зареги­стрированным кандидатом или избирательным объединением, вы­двинувшим зарегистрированный список кандидатов, в участковую избирательную комиссию с целью содействия реализации и защите избирательных прав граждан и представления интересов соответ­ствующего зарегистрированного кандидата, избирательного объе­динения в участковой избирательной комиссии, наделенный соот­ветствующими правами и осуществляющий свои полномочия в по­рядке, предусмотренном законом.

Назначение члена УИК с правом совещательного голоса

В соответствии с пунктом 20 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право назначить члена УИК с правом совещательного голоса имеют зарегистриро­ванный кандидат и избирательное объединение, выдвинувшее за­регистрированный список кандидатов. Это право возникает с мо­мента регистрации кандидата или списка кандидатов избиратель­ной комиссией, к полномочиям которой отнесена такая регистра­ция, но не ранее дня формирования соответствующей УИК.

Каждый зарегистрированный кандидат, избирательное объеди­нение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, а при совмещении выборов нескольких уровней — также каждый зареги­стрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, на совмещенных выборах вправе назначить по одному члену УИК с правом совещательного голоса. Общее число членов УИК с правом совещательного голоса, которые могут быть назначены в каждую УИК, не ограничено, но не может превышать числа зарегистрированных кандидатов, заре­гистрированных списков кандидатов, участвующих в соответст­вующих выборах и в совмещенных выборах.

Членами УИК с правом совещательного голоса не могут быть назначены следующие лица:

  • лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;

  • граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной доку­мент, подтверждающий право на постоянное проживание гражда­нина Российской Федерации на территории иностранного государ­ства;

  • граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

  • граждане Российской Федерации, признанные решением су­да, вступившим в законную силу, недееспособными;

  • депутаты законодательных (представительных) органов го­сударственной власти;

  • депутаты представительных органов местного самоуправле­ния;

  • члены Совета Федерации Федерального Собрания Россий­ской Федерации;

  • выборные должностные лица;

  • высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

  • главы местных администраций;

  • судьи, прокуроры;

  • лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях;

  • на соответствующих выборах — члены избирательных комис­сий с правом решающего голоса;

  • работники аппаратов избирательных комиссий;

  • доверенные лица кандидатов, избирательных объединений.

При этом избирательное законодательство запрещает граж­данину одновременно являться членом УИК с правом совещатель­ного голоса и:

  • кандидатом;

  • уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам;

  • членом другой избирательной комиссии с правом совеща­тельного голоса;

  • наблюдателем;

  • представителем средства массовой информации.

При назначении члена УИК с правом совещательного голоса в УИК представляются следующие документы:

  • уведомление о назначении члена УИК с правом совещатель­ного голоса, подписанное зарегистрированным кандидатом или должностным лицом избирательного объединения, уполномочен­ным уставом на подписание соответствующих документов, и адре­сованное соответствующей УИК, в котором указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт, на­именование или код органа, выдавшего паспорт или документ, за­меняющий паспорт, адрес места жительства гражданина, назначен­ного членом УИК с правом совещательного голоса;

  • письменное заявление гражданина о согласии на назначение членом УИК с правом совещательного голоса.

При представлении документов член УИК с правом совеща­тельного голоса должен предъявить паспорт или документ, заме­няющий паспорт гражданина.

Представление фотографии члена УИК с правом совещатель­ного голоса при его назначении не требуется.

При отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации» (указаны выше), уведомление о назначении гра­жданина членом УИК с правом совещательного голоса доводится до сведения членов УИК, и ему выдается удостоверение, образец которого устанавливается избирательной комиссией, организую­щей выборы.

Срок полномочий члена УИК с правом совещательного голоса начинается с момента получения УИК уведомления зарегистриро­ванного кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированный список кандидатов, о назначении члена УИК с правом совещательного голоса и письменного заявления гражда­нина о согласии на такое назначение.

Полномочия члена УИК с правом совещательного голоса пре­кращаются:

  • одновременно с прекращением полномочий УИК, т.е. через десять дней со дня официального опубликования результатов вы­боров, а в случае обжалования итогов голосования на соответст­вующем избирательном участке — со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу су­дебного решения по жалобе (заявлению);

  • со дня аннулирования или отмены регистрации соответст­вующего кандидата, списка кандидатов, отмены решения избира­тельной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов (полномочия прекращаются со дня вступления в законную силу со­ответствующего решения суда);

  • могут быть досрочно прекращены назначившим его зареги­стрированным кандидатом, избирательным объединением, выдви­нувшим зарегистрированный список кандидатов, и переданы дру­гому лицу (полномочия прекращаются с момента поступления в УИК уведомления или иного документа о прекращении полномо­чий члена УИК с правом совещательного голоса).

Полномочия члена УИК с правом совещательного голоса

В соответствии с пунктом 22 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», член УИК с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом УИК с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права:

  1. выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удо­стоверения;

  2. участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

  3. составлять протокол об итогах голосования, о результатах
    выборов;

  4. участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;

  5. составлять протоколы об административных правонарушениях.

Указанные ограничения не могут служить основанием для от­каза члену УИК с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных действий.

Кроме того, в соответствии с иными положениями Федераль­ного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член УИК с правом совещательного голоса не вправе:

  • расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней для голосования,

  • заполнять за избирателя, в том числе и по его просьбе, бюл­летени для голосования,

  • предпринимать действия, нарушающие тайну голосования,

  • совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии,

  • проводить предвыборную агитацию среди избирателей в день голосования и день, предшествующий дню голосования.

В соответствии с пунктом 23 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член УИК с правом совещательного голоса:

  1. заблаговременно извещается о заседаниях комиссии;

  2. вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции участковой изби­рательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

  3. вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по
    существу;

  4. вправе знакомиться с документами и материалами УИК
    (в том числе со списками избирателей, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы,
    находящиеся на машиночитаемых носителях, и получать копии
    этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, от­
    крепительных удостоверений, списков избирателей, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным за­коном), требовать заверения указанных копий;

  5. вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам
    избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;

  6. вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соот­ветствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Кроме того, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 30 Феде­рального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член УИК с правом совещательного голоса вправе присутствовать:

  1. на всех заседаниях УИК;

  2. при подсчете голосов избирателей;

  3. при осуществлении УИК работы со списками избирателей, с
    бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об
    итогах голосования;

  4. с момента начала работы УИК в день голосования и до по­
    лучения сообщения о принятии вышестоящей избирательной ко­
    миссией протокола об итогах голосования;

  5. в дни досрочного голосования;

  6. при повторном подсчете голосов избирателей.

Член УИК с правом совещательного голоса обладает указан­ными правами, связанными с подготовкой и проведением всех вы­боров, в подготовке и проведении которых участвует соответст­вующая УИК. Следовательно, указанными правами на соответст­вующих выборах обладают и члены УИК с правом совещательного голоса, назначенные кандидатами, избирательными объединениями на совмещенных выборах.

Федеральным законом прямо не предусмотрено право члена УИК с правом совещательного голоса осуществлять фото- и видео­съемку в помещении для голосования. Однако, согласно правовой позиции ЦИК России, выраженной в разъяснениях к федеральным выборам и письменных ответах, такое право у него имеется. При этом оно должно осуществляться с соблюдением требований граж­данского законодательства и при обеспечении тайны голосования.

Одной из гарантий деятельности члена УИК с правом совеща­тельного голоса, установленных действующим законодательством, является положение о том, что член УИК с правом совещательного голоса в период избирательной кампании (то есть, фактически, со дня его назначения до дня прекращения его полномочий) не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его со­гласия переведен на другую работу (пункт 19 статьи 29 Федераль­ного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Рекомендуется не вступать в политические дискуссии, пререкания, поддаваться на возможные провокации, эмоциональные проявления участников избирательного процесса, создавая условия для удаления члена УИК с правом совещательного голоса. До прибытия на участок Вы должны убедиться в отсутствии в 50 метрах от входа на избирательный участок с любой стороны, а также в самом помещении избирательного участка агитационной продукции кандидатов в депутаты, либо избирательных. При выявлении вышеуказанных нарушений необходимо их сфотографировать с привязкой к местности и по приходу на избирательный участок обратить на это внимание Председателя комиссии, добиваясь устранения нарушений избирательного законодательства.

image_pdfimage_print